Все новости
КИНОМАН
15 Октября , 14:51

Жанна д’Арк отечественного кинематографа

«Мидовская» (дочь военного атташе) и миловидная девушка. И характер – что сразу в бой! В шестидесятых годах Булат Окуджава, будучи влюблённым в неё, посвятил ей четыре песни «По Смоленской дороге», «Старый пиджак», «Ах, какие удивительные ночи!..» («Дежурный по апрелю») и «Маленькая женщина». Но гораздо раньше, ещё школьницей, лет шестнадцати (кое-где пишут, что ей было пятнадцать) она снимается в кинокартине «Дом, в котором я живу» 1957 года режиссёров Льва Кулиджанова и Якова Сегеля. Любопытный факт: она преднамеренно добавляет себе два года, чтобы попасть в большое кино. Эта отчасти невинная проделка принесла ей удачу. И в 2021-ом году, 19-го октября у неё юбилей – восемьдесят лет – у Жанны Андреевны Болотовой, актрисы значимой величины, актрисы-эпохи.

Но выискивать не приходится. Из фильмографии Болотовой почему-то сильнее выделяется (на наш скромный взгляд) роль учительницы биологии в фильме «Подранки». Ну, как же! В одной из сцен… Её большие тёплые глаза излучают невероятный отблеск радости и одновременно изумления: вместо вороны-чучела её ученики подсадили на специальную подставку на её учительском столе – настоящую ворону! Ещё каркать принялась, чёрная как смоль птица, когда на неё обратили внимание. А как учительница по биологии играет на аккордеоне с «плывущей» улыбкой на лице? Одно загляденье! Тот трепетный взгляд из «Подранков» Болотовой чем-то похож на детский взгляд, берущий от жизни всё самое лучшее… насколько это возможно в послевоенные годы. Это в памяти особенно закрепилось.

Жанна Болотова в детстве. Курортный посёлок Озеро-Карачи Новосибирской области

Сюда одним пазлом вставляется и «Из жизни отдыхающих», где собран весь цвет советской актёрской школы. Оба фильма снял Николай Губенко. Фильм не несёт в себе животрепещущего сюжета – его здесь нет. Отображается всего лишь несколько дней из жизни некоторых постояльцев на курорте, на южном берегу Крыма. К прочему, поздняя осень, холодное шаловливое море и туман по утрам. И большую часть фильма героиня Жанны Болотовой молчит, слушая внимательно своих собеседников. Но глаза (опять) – вот она, настоящая актёрская игра глазами. Без слов, без всяких ужимок – только один проницательный, насколько можно повторимся, тёплый и пронизывающий до дрожи взгляд. И не ошибёмся, если скажем, что своей «молчаливой» игрой в кинокартине она в каком-то смысле, на уровне ментальности что ли, превосходила своих коллег по цеху: того же Ролана Быкова, Георгия Буркова, Регимантаса Адомайтиса или Лидию Федосееву-Шукшину.

А где два фильма в «золотой рамке» там и третий появится. «И жизнь, и слёзы и любовь» – весьма грустная, тяжеловесная картина Николая Губенко ( он сам писал сценарии к своим фильмам) про увядающую красоту человеческую – про стариков, живущих в Доме ветеранов. Нет, шедевральная работа режиссёра молодым явно противопоказана… да и не поймут они, не прочувствуют социальную драму. А после тридцати лет стоит ознакомиться, так как разум начинает «стучать и трещать», осознавая существование той конечной остановки, на которой рано или поздно придётся сойти. Жанна Болотова, в лице нового главного врача, встряхивает топкое «болото» в Доме ветеранов. В фильме очень кстати пришлись её бойцовские качества. Между прочим, Болотовой часто вменяли в вину – видели зрители неправдоподобную игру, якобы подобных врачей не бывает. Она тут и бьётся за улучшение жизни пожилых людей, и враждует с руководством, и является другом, нянькой каждому обитателю у «последнего причала». И что?! В одном из интервью она говорила, что всегда испытывала неподдельное уважение к работникам медицины. И да, возможно вышел собирательный образ врача, давно желаемый. Но где-то же есть похожие человечные врачи? Они должны быть! Иначе какой смысл?..

Весомая крупица кинокартин Николая Губенко создавалась под «присмотром» Жанны Болотовой. Она ­– его первый критик и оберег. В 1988 году, на пике славы, она ушла из кино, занялась вплотную семьёй, посчитав, что более нет интересных сценариев; с душой, так сказать. А играть бабушек она не желает. И пусть взыскательный зритель помнит её молодой, так она решила.

Но вернёмся снова в прошлое – в шестидесятые, пятидесятые годы. Перед съёмками её первого фильма, вышеупомянутого «Дома, в котором я живу», юная Жанна проходила пробы: читала старательно, с вдохновением стихотворение. И она заметила, члены комиссии почти не слушали её – вялые какие-то, разговорились между собой… Жанна осмелилась сделать им замечание. Какая-то девчонка?! Она высказала всё, что лежало на сердце. Они своим невниманием оказывают неуважение к литературе и к ней самой. Мастера оживились, всполошились.  Ну, как же! Вот она – главная героиня для их фильма! После школы она нацелилась на ВГИК. На вступительных экзаменах она жутко волновалась. Среди экзаменаторов сидел Сергей Герасимов, он моментально узнал юную «звёздочку» и принял её на свой курс без всяких читок. Чуть позже Болотова рассказывала, если бы ей пришлось читать стихи на экзамене, то она сразу провалилась бы. Ибо состояние её было чуть ли не «каменное» – никакое. Опять случай, опять везение! В 1962 году вышел фильм «Люди и звери» Сергея Герасимова, с её участием в главной роли.

фильм "Подранки"

Однако, когда она обучалась актёрскому искусству во ВГИКе, её бойкий характер чуть не погубил всё. Однажды возник конфликт между нею и Сергеем Герасимовым. Прошу заметить, сложно найти студента, студентку того времени, осмелившуюся вступить хоть в какой-то спор с великим мастером. А Жанна Болотова пошла наперекор режиссёру. Герасимов побывал в те годы в Китае, и ему очень захотелось снять что-нибудь про эту загадочную страну. И он захотел… как наставник, как учитель, чтобы в его фильме снялась именно Жанна Болотова. Но она не разделяла восторгов Герасимова относительно Китая. Её влекло больше западное кино, которое иногда попадало на отечественный экран. Но о Китае ей вообще ничего неизвестно. Их культура до нас никак не доходила, или двигалась миллиметровыми шагами. И она прямо категорично заявила Сергею Герасимову, что сниматься в этом фильме она не будет. И он, не ожидавший дерзкого отказа, принялся кричать, упрекать её… Но, что она? Она просто ушла. Две недели не посещала институт. Намеревалась бросить учёбу во ВГИКе. Положение спас телефонный разговор с Тамарой Фёдоровной Макаровой, женой Герасимова. Она уговорила девочку вернуться в институт.

Однако, ещё один фильм в 2005 году вышел с её участием. Это «Жмурки» Алексея Балабанова. Парадоксально как-то, но факт! Она играла преподавателя в институте. И то, по её словам, согласилась на эпизодическую роль, благодаря тому, что уважала Алексея Балабанова… за достоверное отображение девяностых годов в фильме «Брат». Единственное исключение из правил.

А так, она давно отвернулась от современного кинематографа, ибо для нее искусства как такового давно нет. Она не принимает участия в различных ток-шоу… да и близко не подходит к телевидению. И интервью почти никому не даёт. Сегодня излюбленное занятие Жанны – выращивание цветов, ягод, овощей на собственной даче. В 2020 году в августе остановилось сердце Николая Губенко... Детей у них нет. Ещё произошла малоприятная история с театром на Таганке после смерти её мужа. И Болотова не может оставаться в стороне. Снова, как Жанна д’Арк, бросается в бой…

Автор:Алексей Чугунов