+6 °С
Дождь
Все новости
КИНОМАН
21 Сентября , 19:41

Без песка в глаза

«Дюну» Дени Вильнева неоднократно называют «Властелином колец» и «Звёздными войнами» нашего времени. И это вполне заслуженно, но, как говорится, время покажет. Механизмы создания культурного феномена определить крайне тяжело, но нет невозможного. По крайней мере, можно констатировать факт, что будущий «идол» (обзовём это дело именно так) внешне близок к идеалу, сделан со страстью и стремлением создать нечто уникальное, и, как водится, проходит проверку временем – штукой, которая порождает любовь и закономерную ненависть ко всему «не каноничному». Так было и с вышеупомянутыми кинолентами Лукаса и Джексона.

Есть ли в новой «Дюне» душа? Определённо, да. Во многом это связанно с киноязыком режиссера, первоисточником и, как это не парадоксально, с наличием ранних адаптаций.

Роман «Дюна» американского фантаста Фрэнка Герберта вышел в 1965 году. Писатель вдохновился реальным природным явлением – движением песчаных барханов, которые могут менять местоположение и форму. Герберт собирался написать статью о дюнах, но увлёкся и набрал слишком много материала – так появилась идея планеты-пустыни Арракиса. Роман стал невероятно популярным и в 1966 году получил главные литературные премии в области научной фантастики – «Хьюго» и «Небьюлу».

Экранизировать «Дюну» пытались множество раз. В 1971-1973 годах за идею взялся американский продюсер Артур Джейкобс, но после его смерти от сердечного приступа проект заглох. В 1974 году французский продюсерская компания Caméra One предложил снять «Дюну» актёру и режиссёру Алехандро Ходоровски («Святая гора»), известному сюрреалистическими кинокартинами. Когда он согласился, то большой по тем временам бюджет фильма – 9 миллионов долларов – вырос до 15 миллионов. Ходоровски отказали в финансировании, и проект пришлось закрыть.

В 1984 году «Дюну» наконец экранизировали: режиссёр Дэвид Линч снял трёхчасовой фильм с Кайлом МакЛокленом в главной роли. Но после монтажа в версии для проката осталось чуть больше полутора часов, и финальный результат не понравился ни критикам, ни Линчу; в наши дни режиссёр не любит говорить о «Дюне».

Мир фильма состоит из первой части оригинальной книги и обрывается «на полуслове», что дало повод англоязычному электронному журналу «Slant Magazine» назвать фильм «расширенным прологом к сиквелу». Есть мир будущего – сотый с гаком век, в котором правит Император, а люди расселены по разным планетам готического вида. Главную ценность представляет Специя, добываемая на планете Арракис с ужасным климатом – пески и бури здесь способны доконать кого угодно. Формула жизни в этом мире проста – обладаешь влиянием на этой планете, значит – добываешь Специю и Галактика у тебя в кармане. Проведите здесь параллель с чем угодно – нефтью, золотом, алмазами. Тем, ради чего люди готовы безжалостно истреблять друг друга.

Наиболее сильны среди людей кланы Дома Харконненов и Дома Атрейдесов. Первый, по повелению Императора, оставляет планету Арракис, второй – заступает на нее «вахтой». Позже мы узнаем о масштабной политической игре, которая станет предтечей великой войны знатных домов. (Внимание! Дальнейший рассказ о сюжете неизбежно привёл бы к спойлерам. Мы же этого не хотим, да?).

Удивительно, но такая громадная экспозиции равномерно подаётся общими кадрами планет, техники, иллюзий, которыми славится режиссёр Дени Вильнёв. Фильм не пускает пыль в глаза, растягивая понапрасну хронометраж пустыми пейзажами. В кое-то веки кино даёт нам увидеть больше, чем услышать. Эти плавные кадры пустынной планеты Арракис, эстетичная цветовая гамма других, менее солнечных планет, сопровождающаяся неповторимым саундтреком  мастера Ханса Циммера, создаёт некую уникальную внеземную атмосферу отрешенности, утерянной давным-давно.

Радует глаз и хорошо подобранный каст актёров, дающий чёткое понятие о жителях вселенной «Дюны». Фрименов – коренное население Арракиса играют актёры исключительно темнокожие, как минимум, загорелые звезды с тёмным цветом волос, в числе которых Зендая, Бабс Олусанмокун. Жители же менее солнечных планет, где правят мрак и технологии, бледны, как и полагается аристократам. Персонаж Стеллана Скарсгарда – Барон Хорконнен, как человек проживающий в недрах многоярусных космических кораблей, имеет болезненно мраморную кожу,  что под скудным освещением выглядит не только загадочно, но и достаточно пугающе.

В качестве исключения можно выделить Джейсона Момоа, сыгравшего благородного война из дома Атрейдосов – Дункана Айдахо. Этот герой проводит много времени в странствиях на Арраксисе, что неизбежно приводит к загару. Вся основа актёрского состава не смотрится в кадре как нечто чужеродное, что в современном мире, признайте, редкость в фантастическом кинематографе.

Я, как человек знакомый с материалом на нулевом уровне, задался вопросом: как столь масштабные события, «Эпик» с большой буквы удавалось воссоздать на экранах при минимальных компьютерных спецэффектов – по старинке, так сказать? И тут мы плавно переходим к сильнейшему аргументы в пользу «Дюны», как экранизации романа и претендента на создание новой волны величественной фантастики – экспозиция и степень погружения в материал для понимания происходящего.

Скажу сразу, вы можете не любить научную фантастику, можете не читать первоисточник Фрэнка Герберта, можете даже услышать о «Дюне» впервые ровно в тот момент, когда ваши ленты в соц. сетях усеяны постерами, но можете прийти в кинотеатр и полностью погрузиться во Вселенную. Я лично на выходе купил книгу – настолько фильм заинтриговал, что ждать ещё плюс-минус два года до следующей части я посчитал непозволительной роскошью.

Визуально фильм выглядит великолепно, и если язык не повернётся назвать сюжет картины «идеалом», то, как минимум твёрдую четвёрку «Дюна» заслуживает.

Да, почти все крупные издания увидели в фильме по сути всего одну проблему – отсутствие глубины. В рецензиях отмечают, что Вильнёв экранизировал роман Герберта близко к тексту, но не вычленил из него важные темы. По мнению критиков, картине не хватает своей интерпретации и философского содержания, а не простого повторения оригинала.

Местами «Дюна» действительно выглядит как высокобюджетный блокбастер со звёздным кастом и простым сценарием, лишённым дополнительных смыслов. В нём есть упоминания политических интриг, примеры религиозного фанатизма в лице Джессики, намёки на критику в адрес «угнетателей»-колонизаторов. Например, в начале фильма повествование идёт от лица Чани, которая буквально спрашивает: «Кто будет нашими следующими врагами [после Харконненов]?». Но сложные темы так и остаются намёками, никак не раскрываясь по ходу действия фильма.

«Дюна»2021 – это настоящее «Кино», которого не было уже давно. Самобытное, искусное в своих приёмах, размеренное и неторопливое, дающее ровно столько, сколько надо зрителю для понимания, не разжевывающее каждый кадр по кусочкам.

Почему именно этот фильм  заслуживает награды? На протяжении всех двух с половиной часов меня не оставляла мысль, что всё происходящее я видел, но в меньшем масштабе: как-будто я пил раньше воду с чайной ложкой сахара, и лишь теперь вкусил настоящий нектар. Пустынная планета, космические перелёты, умеренный экшен, неповторимый сюжет – таким должны были стать новые «Звёздные войны»! «Дюна» подняла на новый уровень то, что давно приелось, открывая новые горизонты кинематографа, наглядно демонстрируя правильный способ применения всех возможностей технологий и человека. Звёздный состав первой части – это отправная точка, которая не проявила себя в 2021 году лишь потому, что «Дюна» построена как первая часть любой другой франшизы: зрители знакомятся с персонажами и сеттингом, узнают важные сюжетные события, которые подталкивают главного героя – Пола Атрейдеса – к его долгому пути.

Первый шаг на пути становления культурного феномена сделан. Настало время официального признания. Большой ошибкой Киноакадемии станет игнорирование новой экранизации. Впрочем, есть основания полагать, что такого не произойдет.

«Дюна» имеет все параметры легендарного кино, коими в своё время стали трилогии Джексона и Лукаса. Зрителю остаётся лишь уповать на коммерческий успех первого фильма и на умелость создателей второго. Пока же время сгладит углы премьеры и покажет нам грядущий статус творения Вильнёва.

Автор:Степан АТАМАНОВ