Виктор, привет! Если умозрительно – то ты прав. Но как быть с той современной прозой, которая, захлебываясь, пишет вообще без абзацев, а зачастую – и без точек, стараясь передать мыслительный импульс? Джойс их ничему не научил, читать таких писателей трудно, но если проследить – они не врут, в их наворотах нет ни одного фальшивого поворота.
Как быть с этой современной прозой…
Еще БШ говорил, что каждый пишет, как он дышит.
А как их читать… Должно быть, можно как-то.
В конце концов, в том же английском языке вообще нет правил пунктуации: запятые каждый ставит по смыслу.
А в иврите вообще не существовало обозначения гласных звуков.
Другое дело, что можно таким образом изобразить…
Должно быть, тоже что-то можно.
Ведь кто-то смотрит даже на ЧК Малевича, а сам при этом представляет… что-то другое.
Благодарю за Ваши мысли. Особенно за средства их выражения. Почерпнула для себя много нового. Очень понравилось. *Так и в литературном произведении хочется найти совершенство, колеблющееся в равновесии компонент.* И возьму на вооружение для своего стихотворчества слово *конфетен*, очень впечатлило.
Здравствуйте, дорогие друзья! Интересный и неординарный гость у нас сегодня в литературной беседке! Со вниманием прочитала все вопросы, заданные выше, и ответы уважаемого Виктора. Можно, я тоже задам вопрос? В своем стихотворении «Синица» вы пишете:
«До сих пор я надеюсь на чудо: Жду вселенский лихой катаклизм.»
Вы считаете, что человечество действительно прошло точку невозврата и вселенский катаклизм как расплата за то, что мы сделали со своей планетой, неминуем?
Точка не пройдена, уважаемая Виталина!
Природа из последних сил пытается противостоять лавинообразному размножению человечества, которое в самом деле вот-вот перевернет лодку своей неумеренно увеличившейся массой.
В 70-е годы ситуация еще не была столь катастрофичной, как сейчас (по крайней мере, мы не ели пищу из прессованных помоев и не покупали бутилированную воду для питья), но великий зоолог и умный человек Джеральд Даррелл говорил (переводы разные, скажу просто аутентично): – Человек не имеет естественных врагов, а войны и эпидемии уже не в состоянии сдерживать рост популяции.
Природа все-таки борется.
Я 8 лет работал в ортопедии, постоянно вращался в кругу гинекологов и неонатологов.
90% детей сейчас рождаются с разными аномалиями, в детских больницах постоянно расширяются ОПН – отделения патологий новорожденных.
Но этих младенцев всеми силами вытягивают в жизнь (которая сначала для их родителей, потом для них самих будет адом).
Последняя попытка природы – рост количества особей обоих полов с негеторосексуальной ориентацией, которая позволяет реализовать 3-й основной инстинкт, но ведет к непродуктивным бракам.
Природные механизмы ограничения рождаемости никуда не делись.
Добрый день, Виктор. Вы задали вопрос Анне Даниловой, «вставал ли у нее вопрос о «проблеме положительного героя»?», а как у вас?
Спасибо, уважаемый Анатолий!
Естественно, такой вопрос передо мной вставал, ведь я все-таки учился в советской школе (1966–1976), и в литературе соцреализма допускался лишь конфликт хорошего с отличным.
Сами герои не имели полутонов, говоря кратко – наши мальчиши имели право быть или кибальчишами, или плохишами, третьего не позволялось.
Но на самом деле НЕТ абсолютно белых людей и НЕТ абсолютно черных.
Карикатурные злодеи именно что карикатурны.
А всецело положительные герои убоги.
Одним из худших образов Толстого является Лёвин, хотя писатель пытался с его помощью нарисовать свой идеал.
ВСЕ мои герои амбивалентны.
Иные мне просто неинтересны.
Ясное дело, в эпоху соцреализма мне бы пришел кирдык.
В советском романе 60-х годов ХХ века существенно усложнились нравственные критерии оценки человека.
Спектакль «Антимиры» Вознесенского собирал всю Москву.
Зачитывались стихами Евтушенко. Литература убыстрялась и менялась. Вопрос 90 внесли плюс или минус в российскую литературу.
Воздушный змей летит по ветру. Он поднимается на длину веревки и падает, едва стихнет ветер, поскольку не имеет собственной энергетики.
А самолет разбегается против ветра. Он может подняться сколь угодно высоко и лететь как угодно далеко, пока хватит своих сил.
Проходная рыба и вовсе поднимается вверх по течению, чтобы оставить потомство, невзирая ни на что.
Так и писатель в определенной степени должен противопоставлять себя среде обитания. Быть фрондером, находиться в оппозиции всему, что пытаются навязать извне.
Своим «корням», закостенелым традициям, фарисейской морали, обществу с его принципами, господствующей идеологии, государству, в котором приходится существовать.
Писатель должен быть свободен от химер.
Свободен даже от гендерных ярлыков – от них самих и от их цвета.
Ряд моих произведений написан от первого лица женского рода.
В ХХХ-романе «Приемщица» действует героиня нетрадиционной ориентации, которая рождена не извращенной чувственностью, а неприятием мира, приспособленного для мужчин.
Только освободившись от всего, можно создать нечто существенное.
Набоков весьма посредственный прозаик, но своей «Лолитой» – не найду иных слов – двинул в рожу ханжеской морали.
Безотносительно художественной ценности, роман Набокова дал реальную картину во времена, когда у нас еще царили тимуры с их командами и старушки, бегущие через автомагистраль.
Ясное дело, слова о «свободе» писателя могут вызвать скептическую улыбку.
Писатель – тоже человек; ему надо есть, пить, удовлетворять иные потребности… в конце концов, ездить не в автобусе с бомжами. Находясь в оппозиции, он не сможет полноценно жить за счет литературного мастерства.
Поэтому большинство из нас летит по ветру конъюнктуры.
С этой точки зрения успехи полицайки Каменской ничем не отличаются от хроник колхоза «Красный лапоть».
Соцзаказ остается соцзаказом безотносительно того, кому продается писатель: требовательному государству или нетребовательному читателю.
Что же касается последнего, то еще Пушкин сказал в письме Кюхельбекеру:
«…если пишешь для нас, то печатаешь для черни…»
Конечно, каждый выбирает свой путь, универсального рецепта не существует.
Но о себе скажу, что никогда не прогибался ни перед кем: ни перед издателем, ни перед читателем.
На жизнь я зарабатывал иными средствами, а писал всегда лишь то, что хотел.
На самом деле, для любого художника идеален иной вариант: ограбить банк и заниматься творчеством, ни от кого не завися.
Это не моя идея, такой выход предлагает великая русская литература.
«Их» Золушка тупо трудилась в ожидании прекрасного принца.
А наш Буратино палец о палец не ударил: украл золотой ключик и был таков на все готовое.
Тогда вопрос: может ли каннибал быть амбивалентен? «Молчание ягнят»? А трус, если его трусость из случая в случай кого-нибудь убивает?
Определенные виды животных приходят к каннибализму в критических ситуациях, когда нет иного выхода.
Относительно труса скажу, что чаще кого-нибудь убивает дурость смельчака.
Виктор, вы производите впечатление довольно прямолинейного и где-то даже жесткого человека. Тем удивительнее было для меня увидеть, как неожиданно вы раскрылись в стихотворении-посвящении «Моей жене Светлане». Мне кажется, или за категоричными суждениями и резкими формулировками ваших взглядов на различные стороны действительности скрывается романтичная и ранимая натура? Вы как будто считаете проявление этих качеств слабостью, которую можно показать только очень близким и родным людям?
Я уже писал о 6-й ступени нравственности.
Когда человек готов на любое преступление ради жизни своих близких.
Так вот у меня во всем мире ОДИН близкий и родной человек – моя жена.
Виктор, вот вы свои романы относите к психологическому реализму. Однако большой пласт ваших книг – откровенно эротичны. Можно ли их считать развлекательной литературой? Каково ваше отношение к такому жанру?
Эротика – это составляющая человеческой жизни.
Да, вот то же «Надежное занятие».
Герои – пара нищих студентов, которых родители родили и просто толкнули в жизнь без поддержки. Они учатся хорошо, но у них нет денег даже заплатить за учебу. Парень таксует, выжимая копейки, девушка пыталась работать везде, где только можно, но результат – ноль.
Они друг другу не нравятся совершенно, они просто случайно встретились как два товарища в одной беде. (Он ее чуть не сбил в темноте на своей машине).
В итоге они начинают заниматься сексом за деньги на сцене для посетителей ночной дискотеки.
Это занятие позволяет им вырваться на поверхность.
Развлекательна ли такая повесть? Не уверен.
Да, да… и я читала ваши эротические рассказы. Очень натуралистично. Детали вплоть до мелочей! Если рассказ от лица женщины – то это написано будто женским языком: словечки, обороты, юмор, детали одежды, способы их ношения (знакомые только дамам) и т.д. Консультации жены по этому поводу? Или это подсказывает копилка жизненного опыта?
У жены я спрашиваю только мелочи, типа того, носят ли сейчас лабутены и сколь архаична сегодня одежда в гамме «мартини».
У меня в жизни было много знакомых женщин, как-то вот их опыты беллетризовались сами собой…
Мы уже многое знаем об Улине-писателе, но очень мало информации об Улине-человеке. Какой вы в быту, в семье, с друзьями? Есть ли у вас увлечения, помимо творчества? Может быть, вы готовить любите? Или собирать грибы? Или вот я видела ваше фото с пистолетом в руке. Коллекционируете оружие?
Пока Виктор готовит свой ответ, я немного освещу эту сторону его жизни. Виктор Улин не только занимается дизайном обложек своих книг и книг других авторов, увлекается фотографией, но и является прекрасным художником.
А это показатель того, что часто мы судим о человеке однобоко, увидев только одну из его многочисленных сторон.
Какой я в семье… лучше спросить у моей жены.
Друзей у меня нет в реале – в том смысле, какой принято вкладывать.
Даже с Айдаром Хусаиновым, общаясь ежедневно, мы встречаемся физически раз в несколько лет.
В быту я – барин, чистоплюй, гурман и т.д.
— занимался живописью, графикой, прикладной лаковой миниатюрой;
— танцевал (евро и латина);
— интересовался архитектурой (живя в Ленинграде, этого нельзя было не делать), классической музыкой.
Самое долгое увлечение – пение, под гитару и a capella. Сейчас я понимаю, что лучшим моим поприщем была бы карьера ресторанного певца, уровня Петра Лещенко. Был бы сыт-пьян и давно бы уже счастливо отдал концы.
Готовить я умею, но не люблю.
Но, конечно, смотря, что готовить. Уху из стерлядей – с вязигами и стаканом водки под конец – хоть сейчас приготовлю.
Грибы я собирать люблю, не люблю их только готовить.
Я коллекционировал оружие, оно фигурирует во многих моих книгах. Потом не то чтобы надоело; боеприпасы стали слишком дороги, да и лицензию в этом году продлять не было возможности. Сдал свои пистолеты – кусочек жизни от себя отрезал.
Больше всего, пожалуй, я любил автомобили.
За 1997–2017 годы в нашей семье их сменилось 13 штук.
Автомобили я всегда любил больше, чем людей, поскольку они благодарны за добро.
Сильнее автомобилей я люблю только свою жену Светлану.
За рулем я оживал, я ездил по всей России, эти опыты тоже присутствуют во многих книгах.
С детства я был безумно влюблен в авиацию.
Я летал пассажиром на ВСЕХ типах воздушных судов Аэрофлота, кроме дальнемагистральных, во многих сидел за штурвалом, бывал в пилотской на высоком эшелоне. Авиация есть в лучших моих книгах. Например, повесть «НАИРИ» полностью основана на реальном авиационном происшествии, в котором я побывал.
И очень люблю живую природу.
Зверей, птиц, рыб, лягушек, ящериц, насекомых…
Честно говоря, общаться с синицами, дикими утками, кошками и котами мне приятнее, чем с большинством людей.
Какой вы разносторонний. Когда люди пишут о таком количестве интересов, увлечений, событий в своей жизни, мне кажется, что у меня и такого человека время течёт по-разному. Как вы всё успеваете? (Риторический вопрос, можно не отвечать, просто возглас восхищения).
Я успевал делать еще и другие дела, тут не упомянутые.
Даже сейчас я одновременно общаюсь тут и подправляю роман, который готовлю к публикации.
Видно, я многозадачен, как винды.
Моя жена успевала в пробке не только отвечать на СМС, но и ногти красить на руле…