Все новости
ЛИТЕРАТУРНИК
21 Февраля 2020, 19:56

Шестьдесят пять жизненных лет и оттенков – не только серого. Часть седьмая

Даниль Галимуллин, писатель-юбиляр в гостях у «Истоков» А. К.: – Новая редакция «Истоков» существует семь лет, что скажете Вы о газете?– Перехожу к «Истокам», но вначале я хотел бы закончить разговор про Айдара Хусаинова, тем более, он сейчас является и главным редактором еженедельника «Истоки». Познакомился я с ним, когда первый раз пришел на заседание в УФЛИ. Он мои данные, как и всех, наверное, записал к себе в блокнот и попросил что-нибудь свое прочесть. Прочел я шуточный стих – мне уфлийцы поаплодировали. Я на аудиторию стихи до этого не читал, мне понравилось.

С тех пор, зная Айдара Хусаинова, слышал о нем разное: и хвалили его, и ругали, и даже пришлось самому услышать, как хамили ему. И ему приходится с этим жить.
Ну, чем нажился товарищ Хусаинов на том, что он много лет ведет УФЛИ? Построил себе особняки или у него появились счета за рубежами, или он часто меняет свои яхты? Он такой же бессребреник, как и остальные уфлийцы, а значит, все остальное обсуждаемо. Меня вначале настораживал и даже возмущал иногда его выбор того или иного произведения уфлийцев для обсуждения. Потом со временем я понял, что это дело вкуса. Что же касается его творчества, то тогда же, вначале знакомства, я прочел один его ранний рассказ про Алтай. Мне он понравился: я понял, это – художник. Все остальное творчество его для меня как бы обросло вокруг того рассказа. Что-то лучше, что-то – не очень. (Да простит меня он за свой вкус). Про поэзию скажу так. Вообще я её люблю, но до большой поэзии, наверно, не дорос, чтобы серьезно судить. Говорят, что «НЕ ОШИБАЕТСЯ ТОТ, КТО НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ». А я считаю, это не совсем так, потому что – ТОТ, КТО НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ, СОВЕРШАЕТ ПЕРВУЮ ОШИБКУ.
Как редактор «Истоков» он меня вполне устраивает, устраиваю ли его я... Пусть меня он простит за проявленную иногда мою настойчивость, доходящую до занудства, – я это тоже чувствую. (Пишу прозу я очень далеко не как Вальтер Скотт, но скотское в себе чувствую. Шутка). Как товарищ Айдар Гайдарович замечательный, витальный человек. Мы в последнее время с ним общаемся по телефону: у него ко мне всегда только добрые слова поддержки. И у меня к нему тоже только добрые слова и пожелания. А по творчеству у нас с Айдаром Гйдаровичем спокойные деловые отношения. Об одном вспомнил: Айдар Гайдарович еще и переводчик, а это не слабо. Вот хотя бы одно: я попробовал перевести русскую поговорку – «дуракам закон не писан», перевести на английский язык, и то, что получилось, перевести обратно на русский. Вышло: ЗАКОН ДУРАКОВ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРИМЕНЯЕТСЯ. Ну и как – есть деформация смысла? По-моему, спорно! И вот еще о переводчиках я слышал от одного уважаемого писателя (по телевизору), когда он рассказывал о Василии Аксенове – то, что его переводы по качеству лучше оригинала (и это признали некоторые американские специалисты).
Теперь, пожалуй, перейду к самому еженедельнику «Истоки». Во-первых, я благодарен, что мою писанину (рассказы и басни) издают. Мне, как читателю, всегда, кроме интересных и актуальных тем, нравятся исторические и краеведческие материалы. Чего бы я хотел видеть побольше – это пародий, сатиры и юмора. Я думаю, хорошая шутка украсит любое издание. Басни и фельетоны уже немного подзабытые жанры. Многие классики русской и советской литературы были хорошими фельетонистами. Насчет редакционной политики «Истоков» я отвечу шуткой. По гороскопу я не собака, а лошадь. Это не мое лошадиное дело.
А теперь о нашем, о серьезном. Издание «Истоки» с первого июля перешло на «электронный» вариант издания.
Хорошо это или плохо. Наверное, надо вначале спросить «истоковцев», а я отвечу без ссылок на гороскоп, но это только мое мнение.
Для пожилых и очень пожилых людей Башкирии, и у кого просто нет доступа к компьютеру (а их немало) – это плохо. А в перспективе будущего вроде нормально (ну, куда же деть наше настоящее?).
Еженедельник, я так думаю, существовал и существует, в основном на бюджетные средства, финансируемые государством. Я не знаю, как должны распределяться бюджетные средства (опять сошлюсь на свой гороскоп, но на печатные издания культуры средства нужны). Есть частные СМИ, а есть такие, которые в основном только зарабатывают на рекламе. Вот на последних я хочу остановиться подробнее. Начну с того, что по статистике на рекламу товаров и услуг затраты от10% до 30% стоимости (уточненных данных у меня нет). Зато рост рекламного рынка из года в год в целом растет на 20% – 40%. А ведь за товары и услуги платим мы – граждане. Учитывая то, о чем я сказал выше, и представляя какие огромные средства у рекламы в обороте, а пользуются этим не все наши граждане, а её малая часть. Получается, что затраты на рекламу это своего рода новая «барщина», которую платят граждане. Теперь о том, сколько нужно рекламы, и нужна ли такая массовая реклама, и кто ее смотрит, и как часто они это делают. Телевидение у нас в основном существует за счет рекламы (наверное, кроме канала культуры, может есть еще какой) и складывается впечатление, если это так, то рекламы на ТВ может быть столько, сколько они посчитают нужным. Они – это своего рода объединение и рекламодателей, и рекламщиков, и всех, кто с этим напрямую и косвенно связан, а точнее, кто связан с этими рекламными деньгами. Это теперь почти отдельная отрасль экономики, в которую вовлечены гигантские средства, которая для народного хозяйства, по сути, ничего не дает – в смысле товаров или услуг. Ну а кроме денежных средств, техники и людей немало задействовано в этом бизнесе, то есть, отрасли. А вот если узнать точно, сколько граждан смотрят по телевизору рекламу. Я очень часто слышал от людей, что они не смотрят телевизор. А рекламу не смотрят тем более. Может какую-то и надо рекламу, но сейчас количество её зашкаливает, по-моему.
Сейчас расскажу о разумном использовании рекламы. Я когда работал, то посещал ежегодные выставки энергетики, проходившие в Уфе. (Нам для проектирования всегда нужно использовать технические характеристики новинок в энергетике). Всегда привозились рекламные буклеты с одного екатеринбургского завода (продукцию которого мы всегда использовали при проектировании – и я часто тесно общался со специалистами завода).
А тут, как-то два года смотрю – они не присутствуют на выставке. Позвонил на завод специалистам, мне сказали, что нет нужды ездить на выставки – продукцию завода разбирают сразу с конвейера… Выходит, реклама нужна тем товарам и услугам, которые не пользуются спросом. Все это было бы приемлемо, если бы реклама составляла долю в стоимости товара и была бы более менее смотрибельная. А много такой, что не выдерживает никакой критики. А цены на товары все растут и в том числе из-за рекламы. Когда-то я написал четверостишие:
Опять все цены поползли наверх,
Скорей всего и мы за ними.
Нас кто-то доит для утех,
Не оскудей же наше вымя.
Почему я косвенно увязываю с рекламой наши СМИ и в частности еженедельник «Истоки». Это ненормальное явление, что литературные СМИ бедствуют. Можно предъявлять какие-то претензии к качеству издания, но важную для страны категорию, как культура нации, которая на непонятном рынке по необъективной причине сегодня неокупаема, – нужно поддерживать.
Теперь перейду к тем нашим общим ценностям, которые я ощущаю и вижу. Но вначале мне хотелось бы назвать антиценность, которую я замечаю у отдельно взятой группы молодежи.
Кого я отношу к молодежи – это все те, кто моложе меня или уж совсем юные. Это уже повзрослевшие люди, и это даже не антиценности, а их психология (я называю её психологией «Дом2»): когда они очень любят говорить и говорить о своих проблемах, о своих правах, о своей исключительности, а на поверку выходит, у них особых проблем нет и права их никто не отнимает, а исключительность – в чванливости и пошлых шутках ниже пояса. А вот о настоящих проблемах других людей они говорят не только без уважения, но и с особым цинизмом, и всегда стараясь забалтывать проблему. Но если говорить о подавляющем большинстве молодого поколения – оно добротно. У них есть понимание нормальных ценностей жизни. Если брать многомиллионную армию волонтеров, подавляющая часть её – молодежь. А движение «Бессмертный Полк» поддерживается и проводится в том числе молодыми. И многое, многое другое. Больше стало молодых ученых, квалифицированных врачей, инженеров. Большинство молодых людей стараются получить высшее образование – немало таких, кто получает второе высшее, что в наше время было редкостью. Теперь подведу итог по теме наших ценностей. Мои ценности – это «Бессмертный полк», волонтеры. Мои ценности это люди и уважение к ним, которое должно проявляться в отношении к детям, к женщинам, к старым людям, к своим предкам. Также мои ценности – любить Родину. Не делать зла, а творить добро – для меня тоже ценность. Уважение к старым людям – это не из-за того, что вот уже сам становлюсь пожилым. Просто я до тридцати лет прожил в Средней Азии, а там это в крови – уважение к сединам и к женщинам. Я, когда переехал в Уфу, первое время в транспорте не мог садиться, пока не сядут пожилые и женщины. А здесь это почти не принято. Я ненавижу, когда кто-то говорит «Это ваши проблемы».
Продолжение следует...
Читайте нас: