Все новости
КИНОМАН
4 Мая , 13:00

Кино в традициях

…Конечно, можно было бы сделать очень умное лицо и сказать, что кино-то так себе – в сюжете, мол, глубины не хватает, да и персонажи какие-то невнятные. И обязательно упомянуть о том, что пуля не может пролететь десять километров, а потом еще и завернуть за угол, чтобы попасть в цель. Не, так не бывает…

А потом утереть платочком крокодиловы слезы и неубедительно добавить: вот появился еще один бездуховный, агрессивный фильм, посмотрев который, дети совсем перестанут слушаться маму и кушать по утрам кашу. Закончить же все непременно нужно будет обличительной сентенцией вроде «Тимур Бекмамбетов снял кино в американских традициях». Звучать она должна как диагноз, и тогда все уважающие себя люди непременно всплеснут руками и зажмут носы: в американских традициях? Фу!

Но снимать сегодня боевик и избежать сопоставления с американским кино просто невозможно. Такая вот петрушка. И давайте не будем кривить душой: большинству из нас красивое, яркое и зрелищное кино с толковыми актерами и ураганным действием – нравится. Зрители на такое кино хотят ходить в кинотеатры, режиссеры хотят такое кино снимать, а актеры – в таком кино сниматься. Потому что не всегда над увиденным хочется ломать голову и искать в нем скрытые смыслы – иногда кино смотреть хочется просто развлечения ради. Признаться в этом не стыдно, потому как нормальный человек смотрит кино всякое: и хорошему боевику порадуется, и над мелодрамой всплакнет, и над комедией похохочет. Конечно, найдутся и те, кто гордо вскинет голову и пройдет мимо афиши с рекламой нового боевика – мол, «низкий жанр». Ну, а мы скажем, что низких жанров не бывает, бывают плохие фильмы.
Так что многие отечественные режиссеры очень бы хотели снять кино «в традициях». И снимают – жаль только, что в традициях худших. То какие-нибудь «Зеркальные войны» отчебучат, а то и вовсе «Код Апокалипсиса». Вроде и денег тратят много, и палят почем зря, и взрывается все громко, и даже актеров зарубежных порой приглашают – ан нет, на выходе все равно получается ерунда.
А вот у Тимура Бекмамбетова получилось снять кино именно в традициях лучших (и наверняка совершенно не случайно название фильма – «Wanted» – отсылающее к голливудской киноклассике, вестернам, в которых плакаты с оным словом висят на каждом столбе). Почему получилось? Может быть, как раз потому, что он не стал смешивать совершенно разнородные вещи вроде чистого действия и показного, натужного, липового патриотизма, как это делали авторы вышеупомянутых фильмов? Потому что понимал, что сравнивать будут именно с лучшими образцами жанра, а не с третьесортными поделками? Или потому, что не стал пытаться совмещать «американский стиль» и пресловутую «загадочную русскую душу»? Трудно сказать. Ясно одно: у него получилось хорошее кино. Да, многое притянуто за уши. Да, многое – условность. Но мы просто смотрим острых ощущений ради, вот и все, вы не забыли?
Нельзя не обратить внимания и на то, насколько бережно донесен фильм «Особо опасен» до российского зрителя. Речь не только об удачном дубляже (который, к сожалению, встречается ныне не столь уж часто), но и о том, что все сюжетно важные надписи даны на русском языке – на этом настоял сам Бекмамбетов. Вроде бы и мелочь, а приятно.
Но гораздо больше радует, что в фильме нет «второго дна», столь привычного нам по отечественным – да и зарубежным – лентам последнего времени. Бекмамбетов не пытается манипулировать сознанием зрителя, фильм свободен от разного рода жупелов – в нем нет ни арабских террористов, ни русских мафиози, ни маньяков, похитивших советскую ядерную боеголовку. Это фильм, в котором нет ничего, кроме приключений, чуть-чуть сдобренных вполне понятной и близкой каждому моралью. Режиссер не делает многозначительного лица – мол, в этом фильме есть глубокий скрытый смысл. Он не пытается ничего «донести» до зрителя – то есть, если называть вещи своими именами, не пытается «привить» свой взгляд на то или иное явление, событие. Он не поучает зрителя, нет – он разговаривает с ним на равных. «Ты хочешь зрелищ? Ну что ж, ты обратился по адресу. Держись за подлокотники – и не говори, что тебя не предупреждали» – вот то соглашение, которое режиссер заключает с каждым из сидящих в кинозале. И исполняет свои обязательства на 110%. И это, черт побери, хорошо.
Автор:Владимир ЯРЦЕВ
Читайте нас: